авто | автоновости |

Петербургские автодилеры пытаются не замечать кризиса

11:14:05, 05 декабря 2013
Петербургские автодилеры пытаются не замечать кризиса
На фоне падения продаж автомобилей в Петербурге автозаводы продолжают наращивать объемы выпуска, а автодилеры - держаться за свой пошатнувшийся бизнес и даже наращивать дилерские сети. РБК решил выяснить, почему неблагоприятная рыночная конъюнктура не является помехой для серьезных вложений и что заставляет петербургский авторынок держать голову над водой.

Потери года

Продажи автомобилей в Петербурге продолжают падать. Если летом эксперты прогнозировали, что рынок может стабилизироваться из-за предновогодних распродаж, то сейчас аналитики видят стабильность только в одном - в темпах снижения продаж: показатели проседают на 4-5% каждый месяц. Генеральный директор Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин уверен, что к концу декабря рынку так и не удастся выйти в плюс: «До конца года мы не ожидаем новых или обновленных моделей, а программа льготного автокредитования только лишь уменьшает динамику падения».

Сильнее всего падение спроса отразилось на сегменте доступных автомобилей: Chevrolet, Kia, Lada. Специалисты объясняют это общим снижением уровня благосостояния населения и ожиданием кризиса, когда покупатель предпочитает отложить покупку.

В этом году рост продаж показывают только дорогие авто. Эксперты полагают, что на двузначную динамику повлияла совокупность причин: это и снижение цены входа в премиальный класс, более частая смена машины владельцами премиума, выросшие в этом году корпоративные продажи, активная маркетинговая политика этих брендов, в том числе реклама в СМИ, нацеленных на деловую аудиторию.

Заводское жизнелюбие

Проблемы автодилеров, работающих с массовым сегментом, пока не коснулись производственных отчетов петербургских автозаводов. Согласно данным Auto-Dealer-СПб, за десять месяцев Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили свыше 322,7 тыс. автомобилей, увеличив производство на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Спрос на наиболее популярные автомобили петербургской сборки не показывает серьезного роста, однако объемы продаж по-прежнему позволяют заводам города обходиться без вынужденных простоев, в отличие от некоторых других автопроизводителей России», - замечает М.Чаплыгин.

При этом объективных причин и предпосылок для увеличения производства не так много. Запас машин традиционно пополняется перед новогодними каникулами, когда стартует сезон скидок и распродаж. Однако Виталий Новиков, управляющий партнер Университета продаж, в прошлом - руководитель ряда крупных автоцентров, отмечает, что в этом году нет особых спецпредложений и не стоит ожидать «аттракциона щедрости», так что особого смысла создавать запас нет. При этом эксперт уточняет, что одной из немногих причин, по которой сегодня, действительно, есть смысл увеличивать производство - это курсы валют: «Заводы в этом году закупают импортные комплектующие, чтобы при росте валюты в 2014г. удержать цены на машины на уровне 2013г.».

Вынужденная мера

Сами дилерские центры пока ведут политику расширения сети. В этом году в Петербурге открылось 15 новых дилерских центров – это и новые здания, и расширение уже существующих площадок. В основном, новые центры открывались на юге или юго-западе города, а также на севере. Среди автохолдингов, которые вводили в строй новые мощности, представлены как ключевые игроки рынка: «Рольф», «Автопродикс», «Автоцентр Аврора», так и мелкие компании, открывавшие центры под конкретные марки, например, «Эль Торо» с испанской SEAT, отмечает М.Чаплыгин.

Причины для ввода новых площадей различны, и зависят от ориентации на тот или иной сегмент рынка. «Одни участники рынка делают ставку на растущие бренды из массового сегмента, которые дают объем в количестве проданных автомобилей, - например, новые автоцентры по продаже VW. Другие, наоборот, на премиальный сегмент. В этом году дорогие авто показывают рост продаж в Петербурге - порядка 20%. Рынок отреагировал появлением новых центров Mercedes, Infiniti, Land Rover», - отмечает М.Чаплыгин.

Часто расширение связано с объективными факторами - город растет и появляется необходимость в инфраструктуре в новых районах. «Открылись автосалоны в новых кварталах. Кроме того, традиционно юг и юго-запад был обделен дилерскими центрами, поэтому логично, что они там появляются», - говорит В.Новиков.

Кроме того, на рынке все еще продолжает действовать правило: если не расширять сеть, то продавать будет сложнее. Покупатель стал более избирателен и капризен, а значит, покупка для него должна стать еще легче и доступнее. К примеру, в ГК «Рольф» РБК рассказали, что открытие новых центров продаж - это выполнение долгосрочной программы, ориентированной на развитие розницы, и это развитие невозможно без новых точек. При этом Татьяна Луковецкая, генеральный директор «Рольфа», отмечает, что в текущих условиях большую роль играет мотивация персонала и умение оперативно реагировать на изменения рынка.

К тому же, одной из причин появления новых центров могут стать кабальные условия для российских автодилеров со стороны иностранных автоконцернов. К примеру, если автодилер решил диверсифицировать бизнес и добавить бренды, то он вынужден приобретать новое помещение либо перестраивать существующее - по условиям работы с импортерами нельзя продавать автомобили разной марки на одной территории.

Средний объем инвестиций в строительство нового центра составляет порядка 10-15 млн евро. Площадь введенных в этом году в Петербурге центров разнится: от 500 кв. м до 8-10 тыс. кв. м (для автомобилей премиум-класса).

Банки, ужесточив риск-менеджмент еще со времен кризиса 2008г., в этом году еще более настороженно относятся к начинаниям автодилеров. В банке БФА рассказали, что финансисты оценивают положение дилеров как шаткое и поэтому выдают кредиты компаниям с эффективной управленческой командой и широкой линейкой брендов. Руководитель дирекции по работе с крупными клиентами СЗРЦ ВТБ Сергей Григорьев отмечает, что «основные стандартные требования к заемщику - это финансовая устойчивость, положительная динамика выручки и прибыли, обеспечение кредита в виде залога недвижимости, залога участка земли, на котором реализуется проект. Также важно собственное участие компании в финансировании инвестпроекта не менее 30%».

Стакан наполовину...

Но независимые эксперты пока не видят устойчивых факторов для развития автодилерской сети в Петербурге. Сейчас большинство владельцев автобизнеса находятся в непростом положении - при снижении спроса многие игроки могут остаться с нераспроданными остаткам этого года. Как правило, автомобили предоставляется дилеру под процент: один-два месяца машина стоит бесплатно, а потом выплачивается процент производителю, в случае если она не была продана. Такая практика делает бизнес еще более финансово уязвимыми. В самих автосалонах предпочитают не отвечать на вопросы об итогах года.

Интересно, что, по мнению экспертов, и появление новых центров, и высокая кредитная нагрузка, и спад покупательской активности должны привести к всплеску продаж петербургских дилерских сетей, которые уже не приносят доход. Но такие случаи на рынке пока единичны. «Мы не видим массовой продажи дилерских центров. Мы видим, что даже те, кому тяжело, редко продают», - отмечает В.Новиков.

В этом году на местном рынке, действительно, было всего несколько закрытий или перепрофилирования центров. Летом компания Inchcape закрыла дилерский центр Peugeot на улице Руставелли. «Аларм Моторс» перепрофилировал действующий на Левашовском проспекте автоцентр Ford под Peugeot. Также закрылось несколько небольших автоцентров, которые реализовывали, в частности, азиатские бренды (например, Daewoo). Холдинг РРТ был вынужден продать пять дилерских центров, чтобы рассчитаться с банковскими кредитами.

Вездесущие нефтедоллары

По всей видимости, оптимизм автодилеров объясняется надеждой на отложенный спрос.

Сегодняшнее снижение потребительской активности эксперты склонны связывать с двумя тенденциями. С одной стороны, люди, ожидая затяжного кризиса в экономике, предпочитают накапливать свободные средства. И потому, вероятно, рост объема вкладов физлиц в российских банках с начала года ускорился до 9,8% (против 7,5% в I полугодии 2012 г). А в Петербурге этот показатель даже выше, чем в среднем по России. С другой стороны, как отмечают аналитики рынка труда, бизнес, пытаясь снизить издержки в условиях падающей рыночной конъюнктуры, экономит на зарплатах основной массы работников – среднего и нижнего уровней (специалистов верхнего уровня пока не трогают).

По мнению Сергея Целикова, генерального директора «Автостата», потребление в России напрямую зависит от нефтедолларов. Если цена на нефть снизится ниже 100 долларов за баррель, то рынок может обвалиться до состояния 2009 года. «Сейчас рынок находится в состоянии неустойчивого равновесия. Чтобы потреблять больше, должны быть высокие доходы и другие макроэкономические факторы», - резюмирует эксперт.

Источник: РБК



Все автоновости   Петербургские автодилеры пытаются не замечать кризиса

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100